статьи
« НазадСельцо Даниловское 04.09.2019 00:44Сельцо Даниловское
План Генерального межевания 1790 г. Сельцо Даниловское было вероятно основано одновременно с годом возведения первого деревянного храма на погосте Сытино. Подтверждением тому может служить первое упоминание о деревне Даниловская в писцовых книгах Каширского уезда Ильинского стана Соломенской волости. В приправочном списке 1613-1614г.г. с книги письма и дозора 1588-1589г.г. на дворцовые волости каширского уезда Василия Яковлева Измайлова и подъячего Меньшова Заморцова (РГАДА. Ф. 1209. КН. 175) говорится: «В Соломенской же волости стан Архангилской. Дер. Даниловская, Кожевинской починок то ж, на Безпутцком отвершку, а в неи крестьян выть, и всего в живущем 4 дворы, а людеи в них то ж. Пашни паханые добрые земли 14 десятин да перелогу 13 десятин в поле, а в дву по тому ж. Лугу по полянкам 7 десятин без чети, сена 130 копен. Лесу кустарю пашенного 4 десятины. В живущем 2 выти с третью, а в пусте 2 выти с полтретью. Дер. Душегубово на Безпуцком отвершку, а в неи крестьян выть, и всего в живущем 5 дворов, а людеи в них то ж, двор пуст. Пашни паханые добрые земли 15 десятин да перелогу 26 десятин с полдесятиною да из наиму пахано 2 десятины в поле, а в дву по тому ж. Лугу по заполью и меж поль 11 десятин, сена 220 копен. Лесу пашенного у присады 5 десятин да лесу ж пашеннаго к Седелниковскому лесу 18115 десятин. В живущем пол 3 выти, а в пусте 4 выти с третью и пол-полтрети выти. А наемная пашня в выти не положена. И всего в Коширском уезде во всех государевых дворцовых селех в живущем 23 села да 13 селец да 118 деревень. Государевы царские волости, розданные в частное владение в период 1588/89–1613 гг. и тем самым перешедшие в другое ведомство, дворцовыми писцами 1613 г. не учитывались и соответственно не отмечались». Пояснения: Выть - доля, участок, надел в земле, лугах, влад. твер. ряз. Мера земли, 19 десятин 2010 саженей новг.; стар. 6 – 8 десятин площади; в богатых землею вотчинах, 4 – 8 десятин, в средних 12, в бедных 24 – 32; малая выть, осьмак. Участок земли и покоса на 8 душ, новг. Выть - пай. В Рязани число душ делят на выти, от 30 – 50 душ; каждая выть делит свой пай, по жеребью, на десятки, десяток делит её подушно; завытные души, оставшиеся, если число не делится подцело. Загорода, двор, строение; выселок ряз. Починкамив России до XX века называли вновь возникшие сельские поселения. Когда с первоначальным двором в починке возникали один или два других, он становился деревней. Отвершек - боковой овражек, впадающий в главный овраг. Четь - составляла 40 сажен длины и 30 широты. 1 десятина = 2400 квадратных саженей = 1,093 гектара. 1 копна = 0,1 десятины. Перелог — участок земли, бывший прежде под пашней, оставленный без обработки более года и заросший сорной растительностью; кратковременная залежь. При переложной системе земледелия плодородие почвы восстанавливалось естественным путем, затем участок вновь распахивался. В экономических примечаниях к плану Генерального межевания 1790 года, в части второй, пункт 510, о сельце Даниловском сказано следующее: “Пустошь Дикое поле сельца Даниловскаго владения от писных крестьян, от помещика Михайлы Иванова сына Нечаева которыя ныне состоят в ведомстве казенной палаты. ... землю обрабатывают означенныя крестьяне на себя”. Исторические справки Архивы истории – великая вещь господа, они хранят неисчерпаемый кладезь познания! Надо только набраться терпения и приложить максимум усилий по их изучению. В нашем случае начинать надо было в двух направлениях: с поиска старых карт, с крупным масштабом, на которых была бы отражена интересующая меня местность и поиска опубликованных документов, содержащих описание этой местности. Придя к выводу, что наиболее полную информацию можно получить, изучая план генерального межевания Каширского уезда, Тульской губернии 1790 года и справочник П.И.Кеппена “Города и селения Тульской губернии в 1857 году”, составленный на основании приходских списков Тульской епархии, я принялся за их поиски. Покопаться в Интернете пришлось изрядно, пока случайно не наткнулся на два сайта, на которых можно было открыть и карты и справочник в полном объёме. Ещё один сайт меня порадовал, выложенной на нём географической картой Московской провинции Горихвостова, 1774 года. Для начала, давайте ознакомимся с более полным пониманием определения нашей местности. «Вся территория Тульской области лежит в центре одной из крупнейших геологических структур Восточно-Европейской равнины – на Среднерусской возвышенности, и представляет собой полого-волнистую равнину с преобладанием абсолютных отметок 240-260 м на водоразделах. Окско-Упинское плато, состоящее из цепи возвышенностей, имеющих общее название Муравская возвышенность, располагается в северной части области. Эта цепь возвышенностей проходит по территории Дубенского, Алексинского, Ленинского, Ясногорского и Веневского районов. Высшая его точка находится у д. Бобровка Ясногорского района - 275 м. Данный узел водораздела разделяет истоки рек Осетра, Тулицы, Вашаны, Беспуты и других более мелких притоков Упы и Оки. Как правило, все водораздельные гребни как на юге, так и на севере области проходят в виде зигзагообразных, сильно извилистых линий. Большое воздействие на формирование рельефа области оказало Великое северное оледенение. Рельеф северной части Тульской области подвергался воздействию, как самого ледника, так и его вод. Роль ледника сказалась не только в создании ледниковых форм рельефа, но и в перестройке гидрографической сети области. Карстовые формы рельефа обусловлены наличием легкорастворимых карбоновых и девонских известняков, гипса и карбонатных лессовидных пород. Карст на территории области наблюдается в различных формах: провальные воронки, котловины, балки, карстовые озера, исчезающие речки, карстовые западины, ниши и подземные пустоты». Теперь рассмотрим, приведённые ниже карты Горихвостова (№1,2) и план генерального межевания (№3,4). На карте №1 кружочком отмечено сельцо Даниловское, за ним, севернее, погост Сытино и далее сельцо Душегубово. Все эти три населённых пункта расположены треугольником на плато, от периферии которого на все четыре стороны света расходятся истоки небольших рек. Высота центральной части плато по спутниковой навигации составляет 230м над уровнем моря. Присмотритесь внимательнее – каждая из четырёх речек течёт в своём направлении: на север, восток, юг и запад! Ну чем не Лысая гора для шабаша ведьм. Вот в этом и кроется вся загадка феномена нашей местности. Обращаясь к картам №3,4 определяем названия рек и смотрим, какие населённые пункты на них расположены. 1. Сельцо Даниловское стоит на речке Питеринке (левый приток Смедвы; направление юг; карта №3; отметки 344,383). Исток реки в лесу, за барской усадьбой. Высота над уровнем моря у начала истока – 230м. Высота: барского пруда – 205м, нижнего пруда – 202м, устья при впадении в Смедву – 184м. 2. Река Сетовка (левый приток реки Пранки; направление запад; карта №4; отметки 341, 343, 349) – исток около леса. Высота над уровнем моря: у истока – 218м, Даниловские Хутора – 211м, Даниловские выселки – 204м, село Сетка – 202м (на правом берегу реки стоит деревня Коншина), село Коншино – 197м (названия указаны по оригиналу карты). Далее по течению: Пранка (см. карту №2) – Апрань – Беспута – Ока. Теперь начинается самое интересное. На карте №4 обозначена река, берущая свой исток в южной части села Барабаново (направление юго-восток, отметки 250, 202, 203, 204,208, 246) и впадающая в Смедву. На реке, начиная от истока, стоят следующие населённые пункты: деревня Уваровка, деревня Понизья, деревня Рожновка, село Завалья (названия указаны по оригиналу карты). Если внимательно прочитать название реки, то она будет Питеренка! Чувствуете разницу? Сельцо Даниловское стоит на речке Питеринке, а село Завалье стоит на речке Питеренке. Суффиксы -инк,-енк всё расставили на свои места. Это совершенно две разные реки, связанные между собой толь тем, что обе они впадают в реку Смедва: Питеринка выше по течению, а Питеренка ниже. На современных картах речка Питеренка вообще переименована в Питиринку. 3. Река Сергеевка (правый приток реки Питеренки; направление север; карта №4; отметка 248). На речке стоит деревня Душегубова (название указано по оригиналу карты). 4. Река Ситинка (правый приток Питеренки; направление восток; карта №4; отметки 345, 346, 347, 348). Исток реки находится около железнодорожной ветки направлением на Москву. Высота над уровнем моря: у истока - 212м, в устье (впадение в пруд) – 198м. На реке стоит погост Сытино. Есть у реки Питеренки ещё один небольшой правый приток между деревней Уваровка и деревней Понизья (карта №4; отметка 249), на котором стоит деревня Шереметева (название указано по оригиналу карты) и приток этот тоже называется Питеренка! (папка с картами прилагается)
Географическая Карта Московской Провинции сочиненная с Генеральных Уездных межевых планов попечением Межевой Канцелярии членом Коллежскаго Советника Зенбулатова и Инженер-Майором и над Чертежною Директором Горихвостовым 1774 года».
№1
№2 «План генерального межевания Каширского уезда Тульской губернии 1790 года»
№3
№4 Для более глубокого изучения этой темы я предлагаю ознакомиться с выдержками из справочника П.И.Кеппена, в котором подробно описаны населённые пункты Каширского уезда, численность их населений и на какой воде они расположены. Сразу хочу сделать оговорку: даже в таких солидных изданиях, порой встречаются весьма досадные ошибки, которые могут дать искажённую информацию. Например: село Русалкино, сельцо Кончино, сельцо Сетка, сельцо Павловское по Кеппену находятся на реке Семовке. А на плане генерального межевания 1790года, чётко указано, что эти селения находятся на реке Сетовке. Что это – типографская опечатка или невнимательность автора? В первом случае название речки мало о чём говорит, а вот во втором случае название реки даёт нам возможность узнать загадочное историческое происхождение названия современной деревни Сетка. В данном случае я не могу утверждать, но могу только предположить, что изначально сельцо также как и речка, на которой оно стоит, называлось Сетовка, а местное население, для более простого обиходного употребления переименовало его в Сетку, опустив из слова часть суффикса. По прошествие какого-то времени это название приобрело уже статус официального. Но есть у Кеппена ещё один не менее интересный момент в справочнике, на который я обратил внимание: в графе “село Сытино” стоят прочерки. Выходит, что приписные деревни были населены, а село пустовало? Урочищем в ту пору оно ещё не было (1857г.), а куда же тогда селяне подевались? Обратимся опять к карте 1790 года и внимательно посмотрим на надпись перед Сытино. А на карте оказывается написано, что Сытино это вовсе не село, а погост (обозначение на карте пог. Сытино). Эти три буковки в корне меняют статус населённого пункта. В нашем современном понимании погост ассоциируется исключительно с кладбищем, а на самом деле у наших далёких предков погост имел совершенно иной статус.
«В Древней Руси слово "погост" обозначало сельский податный округ или центр этого округа, то есть место, связанное со сбором податей. Первые погосты появились очень давно. В "Повести временных лет" сказано, что в 947г. киевская княгиня Ольга в своем походе к Новгороду "устави по Мьсте повосты и дани и по Лузе - оброки и дани". (Мьста и Луза - названия рек Мсты и Луги). В указанном значении слово "погост" встречается и в более поздних документах. Например, в жалованной грамоте рязанского князя Олега Ивановича (XIV в.) одному из монастырей было передано "9 земель бортных и 5 погостов". Со временем на погостах появлялись подворья, кладбища у церквей, жилые дома и постоянные жители. Их так и называли - погощане. Учитывая большое значение погостов в жизни государства, им давали "расширенные" по сравнению с селами и деревнями названия, позволявшие точно определить местонахождение каждого погоста. Как правило, погост именовался по названию стоявшего в нем храма с прибавлением какой-либо географической характеристики места, чаще всего названия реки, так как практически все погосты располагались на реках или речках. Совершенно одноименных погостов не существовало, а их названия были порой очень благозвучны. Например, "погост Никольский, что на Мху", "Ильинский погост в Муравьищах, у речки Шарны", "погост Уполозы на Клязьме". Спустя несколько веков погосты перестали выполнять свое первоначальное предназначение, однако они сохранились в качестве одного из типов сельских поселений России. Одни из погостов так и остались малолюдными и превратились в уединенные сельские кладбища с церковью. Другие же выросли в более или менее крупные села. К сожалению, в наше время административной единицы "погост" не существует, и это слово может встретиться или в качестве синонима слову "кладбище", или в названии населенных пунктов (например, Ильинский погост). Именно ко времени Ивана III(1440—1505) относится древнейшая переписная окладная книга Вотской пятины Новгородской области с подробным описанием всех погостов. В каждом погосте описывается прежде всего церковь с ее землею и дворами церковнослужителей, потом оброчные волости, села и деревни великого князя. Далее земли каждого помещика, земли купцов, земли владыки новгородского и т.д. При описании каждого селения следует его название (погост, село, сельцо, деревня), его собственное наименование, дворы, в нем находящиеся, с поименованием хозяев. Количество высеваемого хлеба, количество скашиваемых копен сена, доход в пользу землевладельца, корм, следующий наместнику, угодья, существующие при селении. Если жители занимаются не хлебопашеством, а другим промыслом, то описание изменяется сообразно этому. До середины XVIII века термин "погост" употреблялся в древнерусских письменных источниках - летописях, писцовых и дозорных книгах, древних актах - в двояком значении. Под ним подразумевался и большой округ, насчитывающий множество поселений, в числе которых было и поселение с главной церковью округа; и место, где стояла сама церковь, окруженная кладбищем и несколькими домами служителей. К концу XVIII века слово "погост" означало уже только место церкви с кладбищем. В таком узком значении оно и дошло до нашего времени». Для наглядности я приведу несколько примеров описания сёл и погостов из архивных документов. «ПРИПРАВОЧНЫЙ СПИСОКЪ [1613/14] Г. Г.. СЪ КНИГИ ПИСЬМА И ДОЗОРА 1588/89 Г. Г.. ВАСИЛІЯ ЯКОВЛЕВА ИЗМАИЛОВА И ПОДЬЯЧАГО МЕНЬШОВА ЗАМОРЦОВА НА ДВОРЦОВЫЯ ВОЛОСТИ КАШИРСКАГО УѢЗДА» (Р. Г. А. Д. А.. Ф. 1209. К. Н.. 175)
До момента ознакомления с данным документом, я считал, что приходские храмы деревень возводились только в сёлах (Ивановское, Опасово), но оказывается, существовали сёла, в которых храмы отсутствовали (Седельниково, Малаховское). В таком случае административным центром должны были быть погосты. Из описания всех вышеприведённых погостов видно, что сельское население в них отсутствует, т.е. они выполняли только административно-духовные функции. По исповедным ведомостям и ревизским сказкам Каширского уезда, Тульской губернии, на 1915 год в селе Сытино стояло 4 двора с населением 12 человек мужского пола и 13 женского. Что-то мало получается населения по сравнению с населением приходских деревень (Даниловское – 301 чел., Немерино – 287 чел., Душегубово – 177 чел.). Но есть один маленький нюанс, который возможно и разъяснит нам истинное положение дел относительно статуса Сытино. В ведомости указано, что при селе Сытино имеется ЦПШ (церковно-приходская школа). Обучение в ЦПШ осуществляли священники, диаконы и дьячки, а также учителя и учительницы, окончившие преимущественно церковно-учительские школы и епархиальные училища. Помимо этого в сам штат храма могли входить: священник, псаломщик, диакон, дьячок, причётник, пономарь, просвирня, церковный староста. Но в основном, церковный причт небольших сельских приходов состоял из: священника, диакона и псаломщика. Все служители и учителя, как правило, проживали рядом, в домах, расположенных на территории церкви. Дом священника стоял около колокольни (контуры фундамента сохранились), а четыре двора находились на правом берегу речки Сытинки, справа от дороги, ведущей от храма на д. Понизье и д. Пчеловодную. На этом месте остались ямы от погребов на расстоянии 21 аршина друг от друга. Если поделить 25 человек на четыре дома, то получается по шесть душ на один дом, т.е. вполне приемлемо для того времени. В домах этих могли проживать со своими семьями, как церковнослужители, так и учителя церковно-приходской школы. Не менее важную информацию о селе Сытино можно найти у П.И.Малицкого, в его книге “Приходы и церкви Тульской епархии”, изданной в 1895 году. «ПРИХОДЫ И ЦЕРКВИ ТУЛЬСКОЙ ЕПАРХІИ КАШИРСКІЙ УѢЗДЪ 3 –Й БЛАГОЧИННЫЙ ОКРУГЪ» 1895 годъ «Сытино. С. Сытино (въ народной рѣчи Николо – Сытино) отстоитъ отъ Тулы въ 75 в., отъ Каширы въ 20 в. Приходъ составляютъ селенія: Ореховка, Долговка, Немерино, Лашино, Даниловское, Даниловскія выселки, Шереметьево, Уваровка, Понизье и Душегубово. Изъ нихъ Шереметьево и Уваровка присоединены отъ прихода сосѣдняго села Покрова – Русалкина. Во всемъ приходѣ душъ мужъ. пола 639, женскъ. 680. Первая половина названія “Николо - Сытино” получена отъ того, что храмъ здѣсь прежде былъ во имя Свъ. и Чудъ. Николая, вслѣдствіе чего дни св. Николая празднуются и доселѣ въ качествѣ храмового праздника всѣмъ приходомъ, кромѣ Шереметьева и Уваровки. Названіе же Сытино получено отъ протекавшей здѣсь рѣчки Сытинки, отъ которой теперь осталась, только сухая вершина. Время образованія прихода неизвѣстно. Во второй половъ. XVI в. онъ съ храмомъ Свъ. и Чудъ. Николая уже существовалъ. Въ писцовыхъ книгахъ 1578 – 79 г.г. о немъ говорится: “Церковь Никола Чудотворецъ на рчкъ. на Сытинке, стоитъ на Царя и великаго князя землѣ, а церкъ. строенье приходное, да на погъ. жъ во дв. попъ, во дв. діаконъ да діячекъ церковной, во дв. проскурница, во дв. пономарь, да 4 кельи, а въ нихъ живутъ нищіе, питаютца о церкви Божіей ”. Теперешній храмъ каменный, съ тремя престолами въ рядъ, устроенными въ одно время. Средній – главный престолъ во имя Покрова Пресвъ. Богородицы, правый во имя Свъ. и Чудъ. Николая, лѣвый во имя свъ. мучъ. Іоанна Воина. Построенъ храмъ въ 1780 г. Тщаніемъ приходскаго помѣщика слцъ. Даниловскаго Владиміра Ильича Писарева. Освящены всѣ три престола въ 1781 г. Въ 40г. настъ. столѣтія иконостасъ былъ возобновленъ помѣщицею слцъ. Долговки, дѣвицею Елизаветою Георг. Хмыровою, которая, вообще, проявляла столь выдающееся усердіе къ благосостоянію храма, что епархіальною властію утверждена была въ званіи попечительницы храма. Причтъ состоитъ изъ священника и псаломщика, получаетъ % съ 1414 р. Земли при церкви имѣется 55 дес... 1039 квъ. с., въ томъ числѣ усадебной 1 д. 780 квъ. с. И полевой 46 д. 94 квъ. с. Съ 1883 г. въ приходѣ имѣется земская школа». Благодаря П.И.Малицкому, мы окончательно установили происхождение топонима “Писерская слобода” в нашей деревне – она до сих пор носит название, данное ей по фамилии владельца сельца Даниловского – Писарева В.И. Анализируя изложенный материал, можно дать приблизительную историческую характеристику происхождения Сытино. В период первой трети XVI века (период закладки и первого упоминания в документах Никольского храма) до периода конца XVIII века (План генерального межевания 1790 года) Сытино было погостом, выполняющим функции административного, культурно-духовного и торгового центра. На погосте Сытино крестили, венчали, отпевали, вели судебные тяжбы, собирали налоги, устраивали ярмарки – здесь кипела полноценная жизнь той далёкой эпохи. С начала XIX века при погостах учредили церковно-приходские школы, упразднили сбор налогов, ярмарки перенесли в уездные города и постепенно погосты стали превращаться в небольшие селения в которых оставались лишь кладбище, церковь да школа. Стараниями тульского краеведа Р.В.Клянина в 2004 году было проведено комплексное исследование исторического кладбища в урочище Сытино. Р. В. Клянин Музей «Тульский некрополь» Опубликовано: «Столица и провинция в отечественной и всемирной истории», т. 2, Тула 2004 г. С.136-140. Историческое кладбище является неотъемлемой частью культурного наследия и представляет собой памятник, требующий комплексного исследования. Сам некрополь в целом является памятником градостроительства, а отдельные могилы и надгробия относятся к памятникам истории, искусства и архитектуры. Комплексное изучение исторических кладбищ дает исследователю информацию о времени возникновения кладбища, о типах и художественных особенностях надгробий, о людях, там погребенных, об их социально-экономическом положении. Кроме того, тексты надгробий являются ценнейшим историческим и литературным источником. Комплексный подход к изучению всего кладбища, а не отдельных захоронений, может дать дополнительную историческую информацию. На территории г. Тулы расположено три исторические кладбища общей площадью свыше 50 га, на которых сохранилось около 15 тысяч надгробий. К сожалению, изучена лишь незначительная часть территории, произведено описание 500 надгробий. В силу этого, методика комплексного изучения исторического некрополя не может быть в полной мере применена сегодня на тульских кладбищах. Систематически необходимо опробовать методику на небольшом объекте, т. е. сделать анализ объекта по письменным источникам, провести натурные исследования (выявление, фотофиксацию и описание всех имеющихся старинных надгробий), проанализировать полученные результаты по вопросам: тип, текст, художественные особенности; сравнить с аналогами на других кладбищах; провести архивные изыскания по текстам. Таким объектом стало кладбище, расположенное на территории совхоза «Северный» Венёвского района Тульской области. Оно не примыкает ни к одному населённому пункту и находится среди поля между деревень Селенка, Долговка, Ореховка, Завалье, Даниловское. Вокруг разрушенного храма на площади ок.1,5 га расположено ныне действующее историческое кладбище. Выбор этого объекта для апробации методики исследований был обусловлен его компактностью, и местом расположения (тракт Епифань-Венёв-Москва), а также близостью к месту добычи белого камня. Анализ письменных источников по объекту. По сведениям П. И. Малицкого[1] на этом месте располагался приходской храм св. и чуд. Николая, построенный в 1780 году. До этого был деревянный с тремя престолами: центральный — Покрова Пресвятой Богородицы, правый — святого и чудотворного Николая, левый — св. мученика Иоанна Воина. К приходу храма относились селения Ореховка, Долговка, Немерино-Ланшино, Даниловское, Даниловские выселки, Шереметьево, Уваровка, Понизье и Душегубово. Около храма образовано кладбище, возможно, в связи с указом Екатерины II 1772 г. «о вынесении кладбищ за город», но это может быть только временное совпадение. Полевые исследования. Всего на кладбище обнаружено 34 полных и 5 фрагментов надгробий XIX — начала XX вв. Выявление дополнительных надгробий маловероятно, т. к. кладбище исследовалось неоднократно в различные времена года. Часть надгробий сохранили свои исторические места, часть перемещены или были вторично использованы в дальнейшем. Интересен факт использования резной белокаменной ножки саркофага XIX в. в качестве надгробия на могиле советского периода. Такое же применение получили некоторые архитектурные белокаменные детали разрушенного храма. Все, за исключением кованого креста, надгробия — белокаменные и представлены 3 фрагментами жертвенников, тремя обелисками, одной часовенкой, 29 целыми и двумя фрагментами саркофагов. Как видим, подавляющее количество надгробий представлено саркофагами. Только 2 из них имеют датировку нач. — сер. XIX вв. Все остальные датированы по текстам или по аналогиям рубежом XIX — XX вв. Обращает на себя внимание тот факт, что надгробия сравнительно небольшие, чуть превышающие 1 метр по наибольшему размеру. Только саркофаг 1803 г. имеет размер180 см. Художественные особенности надгробий. Надгробия данного кладбища в подавляющем большинстве представляют собой простые формы, не декорированные или имеющие декор в виде небольших 6-лепестковых розеток на южном и северном фасадах. Исключение составляет наиболее ранний саркофаг, датированный 1803 г. На его западном торце размещен рельеф в виде двух фигур ангелов, поддерживающих щит с текстом. Южный и северный фасады декорированы розетками, рамками в виде бус, на восточном торце — рельефная «Адамова голова». Крышка саркофага приподнята над основным монолитом, по краю по всему периметру декорирована рельефом лиственного орнамента. Фрагментированные надгробия не анализировались. Тексты надгробий. Прочитано 16 текстов на 10 саркофагах и часовенке. На одном — 3 надписи, на двух — по две, на остальных — по одной. К сожалению, часть фасадов перевернутых надгробий была недоступна для прочтения, поэтому тексты могут быть еще дополнены. Прочитанные тексты расположены на южном, северном, реже западном фасадах в рамках или без. Прочитанные тексты можно разделить на 2 типа: содержащие имя и дату погребенного, и эпитафии, причем последние на 4 надгробиях являются единственными. Если рассматривать содержание текстов, то мы получим следующую картину: 7 камней указывают 12 имен погребенных, где только у 9-ти указаны даты жизни. В ряде случаев указывается социальное положение (надворный советник — 1, секунд-майор — 2, крестьянин — 1). Эпитафии типовые: «господи прими дух его», «дорогой внучке…», и т. п. Обращают на себя внимание шрифты текстов. Только тексты трех надгробий выполнены профессиональными резчиками. На остальных неровные строчки, различной высоты и наклона буквы, имеются грубые сокращения слов или грамматические ошибки, что указывает на непрофессионализм резчиков. Интересен шрифт на саркофаге, датированном 1910г., выполненный кириллицей и исполненный, несомненно, человеком, не имеющим навыков лапидарного мастерства, но имевшим церковное образование. При сопоставлении результатов полевых исследований с архивными данными наиболее интересным оказался самый ранний, наиболее большой по размерам и художественно оформленный датированный саркофаг 1803 г. Западный, южный и северный фасады этого надгробия содержат тексты, которые были частично прочитаны. Западный фасад подъ симъ камнемъ погребено тело секундъмоинра (алекс)андръ а(лексее)вича иль(и)н(а) скончался 1803 год(а) ноебря 8 числа жития его было 51 (го)дъ Северный фасад погребено тело моиера петра алексеевича ильина … скончался 1799 году сентября 24 числа жития его было 40 летъ Южный фасад …. по……. дворног… советника …………он………….ильина ………………….скончался 17… ма… 1 … числа При обращении к архивным данным ГАТО и работам Чернопятова В. И. удалось установить, что здесь погребены достойные представители древнейшего рода дворян Ильиных, происходящих от князей Галицких. Сопоставляя письменные источники и материалы полевых исследований, удалось восстановить утраченные строки текста. Здесь погребены Отец надворный советник Алексей Кондратьевич и два его сына секунд майор Александр, и майор Петр. В архиве сохранились дела обращения вдовы секунд майора и его племянников о внесении их в книгу дворян Тульской губернии. К сожалению, в настоящее время, по всем известным причинам, дела недоступны. Таким образом, материалы натурных исследований позволяют сделать следующие выводы: 1. Это кладбище является приходским и на нём погребены все сословия, включая дворян, что прослеживается по текстам и по типам надгробий. Наличие фрагментов жертвенников в большой мере подтверждает дворянские захоронения, т. к. этот тип надгробия имеет четкую сословную принадлежность. 2.Кладбище функционирует с конца XVIII в. по настоящее время. 3.Ряд надгробий находят свои аналогии на кладбищах Подмосковья и Венёвского района. Последние в количественном плане преобладают, что указывает на хорошие торговые связи с Венёвом. На то, что саркофаги доставлялись из-под Венёва, указывают и материалы рекогносцировочных обследований кладбищ, находящихся в районах добычи известняка. Там зафиксированы явные полуфабрикаты блоков для саркофагов, а также камни с разметкой для резьбы рамок или розеток. Интересно, что 6-ти лучевые розетки в большом количестве имеются только в окрестностях Венёва, а на рассматриваемом кладбище так же преобладают среди элементов декора. 4.Обращает на себя внимание тот факт, что на кладбище полностью отсутствуют чугунные надгробия. Этот факт можно объяснить, во-первых, отсутствием торговых связей с чугунолитейными заводами и, во-вторых, экономическим положением населения. Основная масса прихожан могла себе позволить купить только сравнительно дешёвые готовые каменные надгробия без текстов в близко расположенной мастерской. 5. Единственный имеющийся кованый крест выполнен профессиональным кузнецом, который никогда не только не ковал, но, скорее всего и не видел надгробного кованого креста. 6. Изучаемый объект расположен на торговом пути Венёв-Москва. С XIX века крестьяне в этом регионе занимались извозом — доставкой товара с венёвской ярмарки до Оки. Поэтому перевозка камней из Венёва была легкоразрешимой задачей. Как видно на примере комплексного изучения небольшого сельского кладбища, исследователь может получить весьма широкую информацию о данной территории в контексте общероссийской истории.
[1] Приходы и храмы Тульской епархии. Тула, 1895.
В статье "Исследование состояния садоводства и огородничества в Тульской губернии" М.Т. Яблочков, опубликованной в "Памятной книги Тульской губ. на 1892 год" сказано: в сельце Даниловское Каширского уезда имеется крупный яблоневый сад в 2700 деревьев, владелец Алексей Алексеевич Троицкий, сдается за 400 рублей. У Троицкого был и крупнейший в уезде огрод в 6 десятин. Так же у Малицкого есть очень интересный материал о происхождении близлежащих сёл. Барабаново. Село Барабаново лежитъ въ ровной мѣстности, при истокѣ рѣки Опрани, и въ разстояніи отъ гг. Тулы 75 в. и отъ уѣзднаго Каширы 13 верстъ. Въ составъ прихода, кромѣ села Барабанова, входятъ деревни: Гладкое, Семенково, Романовское, Наумовское, Паново и бывшее село Суханово (оно же Перцы). Населеніе прихода составляютъ крестьяне, въ числѣ 692 душъ муж. и 738 жен. пола. Занятіе жителей – земледѣліе и отчасти отхожій промыселъ, разнаго рода заработки. Исторія первоначальнаго образованія прихода и устройства въ немъ церкви неизвѣстна: но нынѣшній составъ прихода организовался чрезъ постепенное отдѣленіе сосѣднихъ деревень отъ другихъ приходовъ. Такъ, въ 1833 году, за упраздненіемъ церкви въ селѣ Глазовѣ, къ приходу села Барабанова приписаны были деревни: Романовское, Наумовское и Паново; въ 1888 году къ тому же приходу причислено бывшее село Суханово, за упраздненіемъ въ немъ церкви по ветхости. Въ объясненіе существуящаго названія села Барабановымъ мѣстное преданіе указываетъ на существованіе въ окрестностяхъ названнаго села во времена владычества татаръ надъ Россіею непроходимыхъ, густыхъ лѣсовъ, среди которыхъ возвышались исполинскіе вязы, служившіе для барабанщиковъ и застрѣльщиковъ сторожевыми пунктами, откуда они передавали войскамъ свои наблюденія о приближеніи напріятеля. Отъ имени первыхъ вестовщиковъ – барабанщиковъ получило названіе и село Барабаново. Исторія нынѣ существующаго въ с. Барабанове деревяннаго храма во имя св. Николая Чудотворца, съ придѣломъ во имя св. Димитрія Ростовскаго, становится извѣстною, по памятникамъ церковнымъ, съ 1772 года, времени постройки названнаго храма. Строителемъ послѣдняго былъ дворянинъ Стефанъ Димитріевичъ Павловъ. Храмъ имѣлъ форму корабля, а въ 1833 году, распространенный съ обѣихъ сторонъ – сѣверной и южной новую трехъ-стѣнною пристройкою, получилъ видъ крестообразный. Пристройка эта сдѣлана на средства дворянина Александра Николаевича Павлова. Позднѣе, въ 1847 году, колокольня была разобрана до фундамента и замѣнена новой, также деревянной, устроенной на средства дворянина Алексѣя Николаевича Павлова. Въ періодъ времени съ 1870 по 1891 годъ храмъ былъ неоднократно обновляемъ извнутри и снаружи, а иконостасъ придѣльнаго храма замѣненъ новымъ значительно ранѣе общаго ремонта церкви, а именно въ 1848 году. Особо чтимая въ приходѣ икона Всѣхъ Святыхъ въ серебряно-позлащенной ризѣ и съ врѣзаннымъ внутри иконы серебряно-позлащеннымъ крестомъ съ св. мощами. Икона эта пожертвована коллежск. ассесоромъ Василіемъ Васильевичемъ Городенскимъ въ 1883 году. Въ видѣ постоянныхъ доходовъ храма служатъ % съ капитала 2000 рублей. Мѣстный причтъ церкви состоитъ изъ священника и псаломщика. Въ пользу его поступаютъ: 1) % съ капитала 286 руб. и 2) церковная земля въ размѣрѣ 36 дес. 698 кв. саж., изъ которыхъ усадебной 1716 кв. саж., луговой 5 дес. 1298 кв. саж., полевой 29 дес. 1000 кв. саж. и неудобной 1494 кв. саж. при церкви села Барабанова имѣется народное училище , состоящее въ вѣдѣніи Министерства Народнаго Просвѣщенія; открыто въ октябрѣ мѣсяцѣ 1890 года. Воронцово. Приходъ с. Воронцова занимаетъ низменное мѣсто, представляющее изъ себя какъ бы котловину, въ центрѣ которой лежитъ самое село. Мѣстность прихода богата лѣсомъ; село отстоитъ въ 80 в. отъ Тулы и 25 в. отъ Каширы. Когда образовался приходъ и почему село получило свое названіе, неизвѣстно. Изъ писцовыхъ книгъ конца XVI-го ст. видно, что село это уже существовало съ церковію Благовѣщенія Пресв. Богородицы, строенія Ивана Иванова сына Губина. Но дальнѣйшая исторія прихода неизвѣстна. Извѣстно только, что лѣтъ 50 тому назадъ составъ прихода былъ иной: входившія въ составъ его деревни Ивковичи и Печерниково были приписаны, по желанію ихъ владѣльца Нарышкина, къ селу Козловке. Въ настоящее время приходъ состоитъ изъ села и деревень: Селинки, Татьяновки и Екимовскаго съ населеніемъ въ 336 душъ мужъ. пола и 364 душъ женъ. пола. Жители прихода по своимъ характеристическимъ особенностямъ очень замѣтно распадаются на двѣ категоріи, составляющая два отдѣльныхъ сельскихъ общества – Селинское и Екимовское. Крестьяне Селинскаго общества болѣе подвижны и впечатлительны; всякое общественное дѣло принимается ими горячо къ сердцу, но они же болѣе и безразсудны или лучше легкомысленны. Крестьяне же Екимовскаго общества болѣе вялы, апатичны, но за то въ серьезныхъ общественныхъ дѣлахъ хладнокровны и разсудительны. Эти особенности духовнаго склада сказываются на самом быте крестьянъ. Разсудительные и хладнокровные Екимовцы, кромѣ земледѣлія, развили ремесленную дѣятельность; въ рѣдкомъ домѣ не знаютъ какого-нибудь ремесла; почти каждый хозяинъ плотникъ, есть садовники, пчеловоды, слесари, портные и т.д.; бѣдныхъ между ними мало. Напротивъ легкомысленные Селинцы, любящіе пошумѣть на мірскихъ сходкахъ и угоститься на мірской счетъ, кромѣ земледѣлія, ничего не знаютъ и потому въ зимнее время совершенно бездѣйствуютъ, оттого вопіющая бѣдность среди нихъ нерѣдкое явленіе. Есть и были между ними состоятельные люди, но исторія благосостоянія этихъ семействъ находится въ связи съ сектанствомъ, имѣвшимъ здѣсь въ прежнее время свое вліяніе. Объ этомъ сектанстве имѣются теперь разнорѣчивыя понятія: одни характеризуютъ его какъ скопчество, другіе какъ хлыстовщину, но вѣрнѣе, было и то другое. Можно думать, что скопчество появилось тутъ раньше, именно въ 20-хъ годахъ текущаго столѣтія; въ этихъ годахъ производилось слѣдствіе о скопцахъ, по донесенію мѣстнаго священника Ф. С. Ананского. Вліяніе секты хлыстовъ, по разсказамъ старожиловъ, въ первое время обнаружилось тѣмъ, что хлысты выкупали изъ крѣпостной неволи у здѣшнихъ помѣщиковъ крестьянскихъ дѣвицъ и отправляли ихъ въ столичные города, гдѣ нѣкоторыя изъ нихъ числились “богородицами.” По вліянію этихъ “богородицъ”, тѣми же хлыстами выкупались изъ крѣпостной зависимости цѣлыя семейства, переселялись въ столицы, тамъ скоро богатѣли и тѣмъ увлекали за собою и другихъ своихъ односельчанъ. Такая пропаганда велась и въ послѣдующее время. Результатомъ этой эмиграціи въ города было то, что Селинскіе скопцы и хлысты главнымъ образомъ живутъ Петербургѣ и Москвѣ; всѣ достовѣрно извѣстные послѣдователи этихъ сектъ теперь уже достигли почтенныхъ лѣтъ, приписались къ городскимъ обществамъ, а около нихъ собраны ихъ односельчане разнаго пола и возраста. Но замѣчательно, что къ храму своего роднаго села они очень внимательны, при посѣщеніи своей родины усердно молятся въ немъ, заказываютъ обѣдни, молебны и панихиды; снабжаютъ храмъ утварью: дарятъ облаченія, воздухи, еѵангелія, а въ послѣднее время однимъ изъ давнихъ Петербъ. скопцевъ Лаврентіемъ Артамоновымъ пожертвованъ въ пользу причта мѣстной церкви капиталъ въ 2000 рубъ. на поминъ его души. Что касается до коренныхъ жителей прихода, то среди нихъ незамѣтно теперь уклоненія въ сектанство. До 1893 г. въ селѣ существовали два храма деревянный: во имя Успенія Божіей Матери и каменный во имя св. Димитрія Ростовскаго. Деревянный храмъ построенъ въ 1800 г. генераломъ Димитріемъ Максимовичемъ Есиповымъ. Въ 1894 году церковь эта была разломана и на мѣстѣ ея устроена каменная часовня. Существующій теперь каменный храмъ построенъ въ 1822 году женою храмостроителя деревянной церкви Елизаветою Ѳеодоръ. Есиповой. Въ 1854 г. къ храму пристроена была трапезная часть на средства княгини Хонджери. Но до 1872 г. храмъ былъ крайне бѣденъ обстановкою. Въ этомъ году стараніями церковнаго старосты, помѣщика Ив. Павловича Воронцова-Вельяминова, храмъ получилъ благолѣпный видъ. Алтари были перестроены, измѣненъ видъ иконостасовъ, стѣны украшены живописью. Въ 1894 г. при храмѣ выстроена каменная колокольня. Причтъ приходскій состоитъ изъ священника и псаломщика. Въ пользу его получаются % съ 3033 р. и жалованья 392 р. Церковной земли имѣется: усад. 1 ½ дес., полевой 43 ½ дес., луговой и кустарника 4 дес., подъ церковью и кладбищемъ ½ дес. и 2 дес. неудобной. Завалье. Село Завалье расположено въ глубокой лощинѣ межде двумя горами, какъ бы “завалившись” между ними, откуда, можетъ быть, и получило свое названіе. По дну лощины протекаетъ рѣчка Питеринка, притокъ Смедвы. Отъ Тулы 75 в., отъ Каширы 17 в. Приходъ первоначально состоялъ изъ одного села Завалья. Въ 1841 году къ нему присоединилась дер. Рожновка, бывшая въ Баткопольскомъ приходѣ, и, вѣроятно, еще раньше съ-цо Никулино отъ упраздненнаго прихода с. Суханова (упраздъ. Въ 1832 году). Время возникновенія Завальскаго прихода неизвѣстно. Въ писцовыхъ книгахъ XVI в. значится только “деревня Завалья на рѣчкѣ Петринке.” По преданію извѣстно, что въ Завальѣ прежде теперешней была деревянная церковь, на мѣстѣ которой стоитъ теперь каменный памятникъ. Теперешняя церковь каменная, во имя Рождества Пресвятыя Богородицы, построена (неизвѣстно когда) тщаніемъ прихожанки Параск. Ив. Шонуровой, - за ветхостію стѣнъ была возобновлена, при чемъ построена была колокольня, которой прежде не было, и въ возобновленномъ видѣ была освящена 11 ноября 1827 года. Затѣмъ, съ теченіемъ времени, возобновлены были живопись и иконостасъ помѣщицей Вѣрой Шонуровой (въ иночествѣ Ираклія). Помѣщицы Шонуровы, вообще, были благотворительницами храма, особенно Нат. Мих. Шонурова, оставившая надолго въ народѣ добрую по себѣ память своею набожностію и добродѣтельною жизнію. Причтъ состоитъ изъ 2-хъ лицъ: священника и псаломщика. Для священника имѣется деревянный церковный домъ. Получаются въ пользу причта % съ 1926 р. Церковной земли: усадебной 1 дес. 802 кв. саж., пахатной и сенокосной 35 десятинъ. Кромѣ того, отъ упраздненной Сухановской церкви причислено къ церкви Завальской пахатной и сенокосной земли 22 дес. 840 кв. саж. Съ 1883 года въ с. Завальѣ существуетъ земская школа. Мартемьяново. Приходъ этого села расположенъ на низкомъ мѣстѣ, окруженномъ фруктовыми садами и лѣсомъ, въ 70 в. отъ Тулы и 20 в. отъ Каширы. Въ приходѣ протекаетъ рѣчка Змѣйка. Кромѣ села, въ составъ прихода входятъ деревни: Бѣлоусово и Черниково. Село Мартемьяново когда-то входило въ составъ прихода села Мордвеза, или Троицкаго на Мордвезе, отчего крестьяне и доселѣ, кромѣ своего престольнаго праздника – дня св. Троицы, празднуютъ день вмчк. Гергія, во имя котораго освященъ придѣльный алтарь въ Троицкой церкви села Мордвеза. Деревня же Бѣлоусово причислялась къ Покровской церкви села Русалкина, почему жители этой деревни и доселѣ, кромѣ своего храмового праздника, празднуютъ день Покрова Пресвятыя Богородицы. Почему село получило названіе Мартемьянова, свѣдѣній не имѣется, но вѣроятно по рѣчкѣ Мартемьяновке, на которой стояла прежде деревня Мартемьяновка, какъ видно изъ писцовыхъ книгъ конца XVI вѣка. Всѣхъ прихожанъ числится 395 м. п. и 398 ж. пола. До настоящаго храма въ приходѣ былъ деревянный храмъ во имя св. Троицы, стоявшій на кладбищѣ. Вмѣсто этой обветшавшей церкви, въ 1809 году, иждивеніемъ подпоручика Григорія Васильевича Сомова построенъ каменный въ то же наименованіе съ двумя придѣлами: по правую сторону во имя свят. Дмитрія Ростовскаго и по лѣвую – во имя Казанской иконы Божіей Матери. На средства помѣщицы, Сомовой Маріи Павловны, придѣльные алтари въ 1866 году были обновлены. Причтъ церкви состоитъ изъ священника и псаломщика. Въ пользу причта получаются % съ 1400 руб. Церковной земли имѣется: усадебной 1800 саж., сенокосной 600 саж., неудобной 3 дес., пахатной 35 дес. Съ приходомъ села Мартемьянова состоитъ соединеннымъ приходъ села Стомнъ. В статье "Исследование состояния садоводства и огородничества в Тульской губернии" М.Т. Яблочков, опубликованной в "Памятной книге Тульской губ. на 1892 год" сказано: в селе Мартемьяново Каширского уезда имеется крупный яблоневый сад в 1500 деревьев, владелец Ольга Петровна Прибиль. В 1903 году в документах отмечается помещик села гв.пор. Евгений Михайлович Казакевич. В 1910-х годах в Мартемьяново находился винокуренный завод № 39 Веры Генриховны Шмидт. Мокрый Корь. Село Мокрый Корь расположено на высокомъ и отлогомъ скатѣ горы; отстоитъ отъ гг. Тулы въ 50 вѣр. И отъ уѣзднаго Каширы въ 30 вер. Мѣстность и окрестности села изобилуютъ богатою садовою и лѣсною растительностію; въ самомъ селѣ находится замѣчательный по обширности занимаемаго района садъ князя Стрешнева – Глебова съ четырьмя искуссственными прудами, а окрестности села защищены такъ называемыми большими лѣсами и казенной засекой. Все это дѣлаетъ положеніе села очень выгоднымъ въ гигіеническомъ отношеніи. Село Мокрый Корь изстари считалось торговымъ пунктомъ и славилось своими Пятницкими ярмарками. *) Къ сожалѣнію, этотъ оживленный и незабытый природою уголокъ мало или совсѣмъ не сохранилъ свѣдѣній о своей ранней исторіи. Есть , однако, не лишенное интереса мѣстное преданіе о происхожденіи названія села Мокрымъ Кремъ. Это преданіе гласитъ, что с. Мокрый Кремъ назывался въ старину селомъ Вязовымъ отъ прилегавшей къ нему съ юго-восточной стороны Вязовой рощи, сведенной болѣе полутороста лѣтъ тому назадъ, но долго сохранившей слѣды свои, въ видѣ огромнѣйшихъ въ діаметрѣ пней или корней, одинъ изъ которыхъ сохранился и доселѣ. Отъ этого то исполинскаго корня, поражающаго своею величиною или точнѣе – объемомъ, и село получило названіе Корь (сокращъ. изъ корень). А такъ какъ между остатками вековаго лѣса и доселѣ существуютъ неосушаемыя болота, то къ названію Корь придано еще названіе Мокрый и село стало извѣстно подъ именемъ Мокраго Кря. Населеніе прихода названнаго села состоитъ изъ крестьянъ, въ числѣ 954 душъ муж. 1062 – жен. пола, разселенныхъ въ селѣ Мокромъ Кре и деревняхъ: Климовскомъ, Лиховидове и Синиченкахъ. Храмъ въ с. Мокромъ Кре деревянный, съ каменною колокольнею, построенъ въ 1762 году поручикомъ гвардіи Иваномъ Николаевичемъ Стрешневымъ. Въ немъ три престола: въ настоящей – во имя Рождества Христова и въ трапезной – по правую сторону – во имя Трехъ Святителей и Вселенскихъ Учителей, а по лѣвую – во имя свъ. мучениковъ Адріана и Наталіи. Придѣлы эти построены въ 1760 году тѣмъ же храмостроителемъ. Иконостасы храма: въ настоящей – пятіярусный, весь вызолоченъ, а въ придѣлахъ – трехъ –ярусные, также вызолоченые. Колокольня храма была вначалѣ деревянная, а въ 1860 году замѣнена каменною, построенною подполковникомъ Ѳеодоромъ Петровичемъ Стрешневымъ – Глебовымъ. Запасной капиталъ церкви состоитъ въ билетахъ на сумму 800 р. Мѣстный причтъ положенъ по штату изъ священника и псаломщика. Церковной земли числится 37 десят. Почва земли суглинистая; есть, впрочемъ, и черноземъ. При церкви села Мокраго Кря состоитъ земская школа, открытая въ 60-хъ годахъ нашего столѣтія. *) Ярмарки въ с. Мокромъ Кре были еженеднльно по пятницамъ, какъ бываютъ и теперь, хотя и при менѣе оживленной торговлѣ, чѣмъ прежде. Мордвезъ. Село Мордвезъ лежитъ на рѣчкѣ Мордвезѣ, въ 65-ти в. отъ Тулы и въ 28 в. отъ Каширы. Когда возникъ приходъ этого села и какова была исторія его, неизвѣстно. Что касается до названія села, то оно получилось отъ рѣчки Мордвезы, а названіе рѣчки, очевидно, финскаго происхожденія. Вѣроятно, около этой рѣчки первоначально возникли финскія поселенія, принадлежавшія мордовскому племени. Мордва, жившая здѣсь, сообщила свое имя рѣчкѣ, а послѣдняя дала названіе селу. По церковнымъ документамъ, село называется по приходскому храму Троицкимъ на Мордвезѣ. Приходъ села Мордвеза состоитъ изъ 11-ти селеній: Трухачевки, Погорѣловки, Михайловки, Барсуковъ, Костюшиныхъ, Клеменькова, Полошкова, Каменки, Чернева, Алесова и Уваровки, съ общимъ населеніемъ въ 1154 д. муж. пола и 1237 д. жен. пола. О храмѣ, существовавшемъ въ приходѣ до настоящаго, свѣдѣній почти не имѣется. По мѣстному преданію, болѣе ранній приходскій храмъ стоялъ на погостѣ, близъ сельца Уваровки, въ верстѣ отъ настоящаго храма. Стоявшая на его мѣстѣ деревянная часовня, за ветхостію, была уничтожена въ 20-хъ годахъ настоящаго столѣтія. Когда съ этого погоста перенесена была церковь на настоящее, болѣе удобное и болѣе центральное мѣсто по отношенію къ селеніямъ приходскимъ, неизвѣстно. На этомъ новомъ мѣстѣ, какъ видно изъ межевыхъ книгъ 1770 г., неизвѣстно когда выстроены были двѣ церкви, изъ коихъ одна въ 1771 г. замѣнена новою каменною, во имя св. Троицы, существующею доселѣ; на мѣстѣ же другой стоитъ теперь каменная часовня. Каменный храмъ построенъ безъ колокольни, усердіемъ прихожанки Параскевы Іаннуаріевны Кропотовой. Въ 1824 году тщаніемъ прихожанина сельца Чернева, помѣщика Ив. Ив. Раевскаго, къ церкви пристроена часть съ двумя придѣльными алтарями: съ правой стороны – во имя вмчк. Георгія, съ лѣвой во имя Знаменія Божіей Матери. Трапезная церковь устроена теплою. Въ 40-хъ годахъ, иждивеніемъ того же помѣщика была выстроена колокольня. Въ послѣдующее время производились разныя поновленія въ храмѣ, изъ коихъ болѣе крупнымъ была замѣна иконостаса въ придѣлѣ вмчк. Георгія новымъ въ 1890 году частію на церковныя средства, частію на пожертвованія прихожанъ. На содержаніе храма получаются % съ 512 руб. Причтъ состоитъ изъ священника, діакона и псаломщика. Въ пользу его получаются % съ капитала 3682 руб. и арендной платы за мельницу на церк. землѣ 50 руб. въ годъ. Церковной земли 191 десятина. Съ 1887 года въ приходѣ существуетъ земское училище. Оленьково. Село Оленьково находится на большой Каширско – Веневской дорогѣ, въ разстояніи отъ гг. Тулы 60 вер. и уѣзднаго Каширы – 29 верстъ. Мастоположеніе села возвышенное, сухое; въ центрѣ села находятся большіе искусственные пруды, источникомъ которыхъ служитъ древняя рѣчка Хотежъ, извѣстная подъ этимъ названіемъ въ селѣ Оленькове въ XVI вѣкѣ. Окрестности села изобилуютъ плодовыми садами и лѣсами, по преимуществу мѣстнаго владѣльца, Графа Бобринскаго. Въ составъ прихода села Оленькова, кромѣ названнаго села, входятъ деревни: Сосновка, Чусово, Ильинка и Афанасьево. Населеніе прихода состоитъ изъ 626 душъ крестьянъ муж. и 610 жен. пола. Первоначальная организація прихода села Оленькова, равно происхожденіе его названія исторически неизвѣстны, хотя село Оленьково, подъ именемъ Олелкова съ церковію Николая Чудотворца, упоминается въ писцовыхъ книгахъ XVI-го века. Нынѣ въ селѣ Оленькове каменный храмъ во имя Славнаго Воскресенія (праздъ. 13 сентябъ.) съ двумя придѣлами: правымъ – во имя св. Прокопія и лѣвымъ во имя св. Николая Чудотворца, устроенными въ одно время съ главнымъ престоломъ. Храмъ построенъ въ 1825 году на средства мѣстнаго помѣщика, Сергѣя Ѳеодоровича Соковнина, и существуетъ въ томъ же видѣ, безъ всякихъ измѣненій внутри и снаружи. Средства храма обезпечиваются капиталомъ въ 3478 руб. Мѣстный причтъ, состоящій изъ священника и псаломщика, пользуется церковною землею, въ размѣрѣ 36 десятинъ. Въ приходѣ села Оленькова двѣ школы. Первая, земская, открытая въ 1875 году, находится въ самомъ селѣ и вторая, тоже земская, открытая въ 1894 году, въ деревнѣ Чусове. «Бесов лес» По пути из д. Сетка в Даниловское, на правой стороне дороги лежит небольшой лес, протянувшийся полосой до д. Головеньково. Жители Сетки называют его «Бесов лес», а жители Даниловского – «Карёк». Странно получается – два названия у одного и того же леса. Обратимся к В.И.Далю:
Существует ещё одно понятие слова Корёк: на рязанском местном диалекте им называют группу деревьев среди поля на низменном месте. Если с Карьком более или менее понятно, то почему же тогда его называют ещё и Бесов лес? Для этого обратимся к писцовым книгам XVI века, изданным Н.В. Калачовым, в которых указана деревня Головеньково. «Писцовыя книги XVI вѣка изданіе Императорскаго Русскаго Географическаго общества подъ редакціею дѣйствительнаго члена Н.В.Калачова. Отдѣленіе II. Санктпетербургъ». 1887 годъ. КАШИРА съ УѢЗДОМЪ. Списокъ съ писцовой книги "7086 по 7087 (1578 по 1579) г.г. города и его посада и помѣстныхъ, церковныхъ, монастырскихъ и дворцовыхъ земель въ станахъ Растовскомъ, Безпуцкомъ, Мстиславскомъ, Тешилове и Турове, письма и мѣры князя Ивана Даниловича Гагарина и Афонасья Ивановича Исакова съ товарищи, — Хранится въ Московскомъ Архивѣ Министерства Юстиціи въ числѣ писцов. кн. подъ № 174. Станъ Раставскiй (Ростовецкий стан - охватывал территорию правого берега Оки от речки Беспуты и бассейн речки Б.Смедвы, берущей своё начало от каширского села Мартемьянова на юге, бассейн речки Омутни, начинающей свой бег с западной окраины г. Ожерелье, а также бассейны pp. М.Смедвы, Мордвес, Березины, Журавны, Глубокой, Осётр. Центр стана - село Растовцы). Станъ Раставской, а въ немъ села, и деревни, и починки, и пустоши и селища, и займища за князьми и за дѣтми боярскими въ помѣстьяхъ: дер. Немерино: “За Васильемъ за Болшимъ за Немировымъ сыномъ Жимолова дер. Немерена, на рчк. на Смедве, да къ той же дер. припущено въ пашню селище Левонтьевское да селище Морозовское, а въ ней дв. помѣщиковъ, да дв. людцкой, да 4 дв. крестьянскихъ, да 2 дв. бобылскихъ; пашни добр. земли 100 четьи, да пер. 120 четьи въ полѣ, а въ дву потомужъ, сѣна подъ дер. подъ Миришною a по рчк. по Смедве 100 коп., да на Левонтьевскомъ селище 40 коп., да на Влашгшскомъ лушку 30 коп., да промежъ поль 40 коп., лѣсу непашенного у присады по рчк. по Смедве 10 дес.. Да за нимъ же поч. Елдашевъ, на рчк. на Сытне, что у Николы у Сытинского, а въ немъ 2 дв. крестьянскихъ, дв. пустъ, пашни добр. земли 25 четьи, да пер. 4 чети съ осм., сѣна по рчк. по Сытенке 30 коп., лѣсу непашенного у присады полдесъ. И всего за Васильемъ дер.., да поч., да 2 селища припущены въ пашню, а въ нихъ дв. помѣщиковъ, да дв. люцкой, да 5 дв. крестьянскихъ, да 3 дв. бобылскихъ, да дв. пустъ; пашни добр. земли 125 четьи, да пер. 128 четьи, и обоего 253 чети, сѣна 240 коп., лѣсу пашеннаго 15 дес.. съ полуосмъ. Сошнаго писма въ живущемъ полчети и полполполчети сохи, а въ пусте полчети и полполполчети сохи; окладъ его 250 четьи сполна”. (стр. 1361 – 1362) село Мартемьяново: “По государеве грамотѣ дано Петрушкѣ да Васке Ивановымъ детемъ Уварова, a по 87 годъ Петрушка 14 лѣтъ, а Васка 10 лѣтъ, отца ихъ помѣстьѣ полдер. Черниковы, на рчк. на Скородинке, а въ ней пашни добр. земли 51 четь съ осм., да пер. 39 четьи въ полѣ, а въ дву потомужъ, сѣна по рчк. по Скородинке и межъ поль 45 коп., лѣсу у присады рощи 5 дес.. Да за нимижъ полслц. Мартемьянова, на рчк. на Мартемьяновке, а въ немъ пашни добр. земли 66 четьи съ осм., да пер. 105 четьи въ полѣ, а въ дву потомужъ, лугу на Яковлевской полянѣ 15 дес.., сѣна ставитца 150 коп., да на Болшомъ лугу и на Долгой полянѣ 9 дес., сѣна (ставится) 120 коп., лѣсу пороснягу на Вавилинской полянѣ непашенного 20 дес.. И всего за Петрокомъ да за Васкою полслц., да полдер., а въ нихъ дв. помѣщиковъ, да 5 дв. людцкихъ, да 8 дв. крестьянскихъ, да 3 дв. бобылскихъ, а людей въ нихъ тожъ; пашни добр. земли 118 четьи, да пер. 144 четьи, и обоего пашни и пер. 262 четверти, сѣна 315 коп., лѣсу пашеннаго 5 дес.., да непашенного 20 дес.. А сошнымъ писмомъ списано съ Лукъяномъ съ Ивановымъ сыномъ Уварова.” (стр. 1373 -1374) дер. Душегубово: “За Ѳедоромъ да за Тимоѳеемъ за Домашного детми Суморокова, a Ѳедоръ службу служитъ, а Тимошка по 86 годъ 9 лѣтъ, да у нихъ же мать вдова Палагея, дер.. Душегубова, на суходоле, а въ ней всего дв. помещиковъ, да дв. людцкой, да 2 дв. крестьянскихъ, а людей въ нихъ тожъ, да 2 дв. пусты, да 2 мѣста дворов.; пашни добр. земли 33 чети съ осм., да пер. 78 четьи въ полѣ, а въ дву потомужъ, сѣна по суходолу и по заполью межъ поль 150 коп., лѣсу пашеннаго во всѣ 3 поля 6 дес., а непашенного 9 дес. А сошнаго писма въ живущемъ полполполтрети, a въ пусте полполчети и полполполчети сохи. Да Ѳедору жъ придана оброчная пуст. Седка, что было въ помѣстьѣ за Степаномъ за Лихаревымъ а Степанъ испомещенъ на Веневъ, а въ ней пашни пер. сѣр. земли 75 четьи въ полѣ, а въ дву потомужъ, и учинена сѣр. земля добр. землею съ наддачею 60 четьи, а наддано тоежъ сѣр. земли 15 четьи, сѣна и лѣсу нѣтъ. Сошнаго писма въ пусте полполтрети сохи, а какъ назоветъ крестьянъ, и ему давати оброку на Болшой Дворецъ 2 пуда меду, да къ меду въ доимку денгами почему государь велитъ взять, да пошлинъ по 5 ден. съ пуда; окладъ Ѳедору 200 четьи, и не дощло его въ окладъ 82 четвертей съ осм.” (стр. 1374 -1375) дер. Долговка: “За Семейкою да за Федкою за Федоровыми детми Хмырова, Семейка государеву службу служитъ, а Федка по 86 годъ 8 лѣтъ, да у нихъ же мать вдова Марья, дер.. Долгая, на р. на Смедве, а въ ней всего дв. помѣщиковъ, да дв. людцкой, да 7 дв. крестьянскихъ, да 2 мѣста дворовыхъ пусты; пашни добр. земли 100 четьи, да пер. 66 четьи въ полѣ , a въ дву потомужъ, лугу по p. по Смедве внизъ до рчк. до Сытенки 10 дес.., сѣна 200 коп., да промежъ поль 15 коп. А сошнаго писма въ живущемъ полчети, а въ пусте полполтрети сохи; окладъ Семейкѣ 250 четьи, а братъ его Федка въ недоросляхъ”. (стр. 1375) дер. Головеньково: “За Офанасьемъ за Кириловымъ сыномъ Сумарокова дер. Саблина, a Головенкино тоже, на рчк. на Погибелки, а въ ней дв. помѣщиковъ, да 3дв. людцкихъ, да 5 дв. крестьянскихъ; пашни сѣр. земли 10 чети, да пер. 90 четьи въ полѣ, а въ дву потомужъ, сѣна лугу по одной стор. рчк. Шараповки 5 дес., сѣна ставитца 100 коп., да промежъ поль 150 коп., лѣсу пашеннаго за Безымяннымъ отвершкомъ и межъ кустарю во всѣ 3 поля 15дес.; да Офонасью же Сумарокову промежъ дер. Саблиной промежъ слц. Бесова лѣсу рощи пашенныя полпяты дес.. Да за нимъ же 1/3 дер. Головенкины, а въ ней дв. людцкой пустъ, да 2 мѣста дворов. пусты; пашни сѣр. земли 15 четьи, да пер. 21 четьи въ полѣ, а въ дву потомужъ, сѣна 50 коп., лѣсу пашеннаго 4 дес. во всѣ 3 поля, да непашенного 3 дес.. A сошнаго, писма въ живущемъ полполтрети сохи, a въ пусте полполтрети и полполполчеть сохи; окладъ его 150 четьи”. (стр. 1392) “За сотникомъ за стрелецкимъ за Васильемъ за Тимофеевымъ сыномъ Мерлеева полслц. Бесова, на рчк. на Погибелке, и всего дв. лютцкой, да 4 дв. лютцкихъ, да 9 дв. крестьянскихъ, а людей въ нихъ тожъ; пашни добр. земли 100 четьи, да пер. 125 четьи въ полѣ, а въ дву потомужъ, сѣна по рчк. по Сѣткѣ и по рчк. по Погибелке и межъ поль по врагомъ 400 коп., лѣсу пашеннаго 25 дес. во всѣ 3 поля, да непашенного у присады и по рчк. по Погибелке и по рчк. по Сѣткѣ кустарю 3 дес.. A сошнаго писма въ живущемъ полчети сохи, а въ пусте полчети и полполполчети сохи. Да въ томъ же слц. Бесове за Гришею за Ненашевымъ сыномъ Колюпанова, на рчк. на Погибелке, пашни добр. земли 70 четьи, да пер. 75 четьи, и обоего 145 четьи въ полѣ, а въ дву потомужъ, сѣна по рчк. по Погибелке и межъ поль по врагомъ 230 коп., лѣсу пашеннаго во всѣ 3 поля 12 дес. да непашенного у присады 2 дес.. А сошнаго писма въ живущемъ полполтрети сохи, а въ пусте полполчети и полполполчети сохи.” “За Степаномъ за Сабуровымъ сыномъ Мясищева жеребей слц. Бесова, а въ немъ дв. помѣщиковъ; пашни добр. земли 13 четьи, да пер. 17 четьи въ полѣ , а въ дву потомужъ, сѣна по рчк. по Погибелке и по заполью 55 коп., лѣсу пашеннаго 3 дес. во всѣ три поля, да непашенного у присады полдес., и обоего пашни и пер. 30 четьи. А сошнаго писма въ живущемъ и въ пусте полполполчети сохи; а платити ему государевы подати съ живущаго съ 13 четьи”. (стр. 1395 -1396) “За Тимоѳеемъ за Борисовымъ сыномъ Тонкова въ помесьи на оброкѣ полов. дер. Филинскіе, на рчк. на Погибелке, а въ ней дв. помѣщиковъ, да дв. лютцкой пустъ; пашни добр. земли 62 чети, да пер. 38 четьи, и обоего 100 четьи въ полѣ, а въ дву потомужъ, сѣна по рчк. по Погибелке 20 коп., лѣсу непашенного у присады и по врагомъ 3 дес.. A сошнаго писма въ живущемъ полполтрети сохи, а въ пусте полполполтрети сохи; а платити ему съ тое полудер. съ живущаго на государевъ на Болшой Дворецъ меду 2 пуда, да къ меду въ доимку почему государь велитъ взяти на которой годъ, да пошлинъ дворетцкого и дьячьихъ по 5 ден. съ пуда. Да за нимъ же жеребей пустъ. Коншинскіе, а въ неи 3 мѣста дворовыхъ; пашни пер. добр. земли 50 четьи въ полѣ, а въ дву потомужъ, сѣна 100 коп., лѣсу нѣтъ. Сошнаго писма въ пусте полполчети сохи. За Ѳедоромъ за Тимофеевымъ сыномъ Тонково въ помесье и на оброкѣ полдер. Филинской, а въ ней дв. крестьянской пустъ да мѣсто дворов.; пашни добр. земли 33 чети съ осм., да пер. 33 чети въ полѣ, а въ дву потомужъ, и обоего пашни н пер. 66 четьи съ осм., сѣна на рчк. на Погибелке 20 коп., лѣсу и пашеннаго межъ поль и по врагомъ полторы дес.. А сошнаго писма въ живущемъ полполполтрети сохи, а въ пусте сошнаго писма полполполтрети сохи; а что ему оброку давати медомъ писано въ платежнице.” (стр. 1397 – 1398) дер. Ореховка: “За Сенкою за Дробышевымъ сыномъ Рожаева, да у него жъ мать вдова Марѳа, дер. Орехово, на рчк. на Смедве, а въ ней дв. помѣщиковъ, да дв. лютцкой, да 3 дв. крестьянскихъ пусты, да мѣсто дворов.; пашни добр. земли 52 чети съ осм., да пер. 52 чети съ осм. въ полѣ, а въ дву потомужъ, и обоего пашни и пер. 105 четьи, сѣна по Заказному верху 70 коп., лѣсу пашеннаго промежъ поль 1 1/2, дес., да непашенного по Заказному верху дес., да по рчк. по Смедве съ Семейкинымъ дворомъ Хромова 2 дес.. А сошнаго писма въ живущемъ полполчети сохи, а въ пусте полполчети сохи, и перешло за сошнымъ писмомъ пашни и пер. 5 четьи; а платити ему на государевъ на Болшой Дворецъ медомъ съ живущаго 1 1/2пуда меду и 3 гривенки, а пошлинъ дворетцкого и дьячьихъ по 5 ден. съ пуда, да къ меду въ доимку денгами почему государь велитъ въ коемъ году взяти”. (стр. 1397) дер. Понизье: “За вдовою за Овдотьею за Денисьевою женою Екубашева, да за его детми за Васкою, да за Ивашкомъ, да за Михалкомъ, да за Сенкою, за дочерью дѣвкою Екатеринкою, отецъ ихъ помесье дер. Понизъе, на рчк. на Петринке , а въ неи дв. помѣщиковъ, да 2 дв. лютцкихъ, да дв. крестьянской, да 3 дв. крестьянскихъ пусты; пашни добр. земли 33 чети съ осм., да пер. 63 чети съ осм. въ полѣ, а въ дву потомужъ, и обоего 97 четьи съ осм., сѣна на Задворной пол. 20 коп., да на рчк. на Петринке за околицою 20 коп., лѣсу непашенного у присады и по врагомъ 2 дес.. А сошнаго писма въ живущемъ полполполтрети сохи, а въ пусте полполтрети сохи”. (стр. 1399) дер. Уваровка: “За вдовою за Матреною за Баушевою женою Екубашева да у не сынъ Олешка да 2 дочери, Лукерьицы обѣ, помѣстья за ними дер. Уварова, а въ ней дв. помѣщиковъ да 3 дв. лютцкихъ, да 2 дв. крестьянскихъ; пашни добр. земли 33 чети съ осм., да пер. 65 четьи въ полѣ, a въ дву потомужъ, сѣна въ одномъ полѣ 5 дес., сѣна ставитца 75 коп., по I5 коп. на дес., да въ другомъ полѣ у Юрьева рубежа Пущина на лужкѣ 2 дес., сѣна ставитца 30 коп., лѣсу нѣтъ. А сошнаго писма въ живущемъ полполполтрети сохи, а въ пусте полполтрети, и обоего сошнаго писма полчети сохи”. (стр. 1399) село Воронцово и дер. Мишино: “За Иваномъ Ивановымъ сыномъ Губина да за его племянникомъ за Григорьемъ за Васильевымъ сыномъ Губина с. Воронцово, а въ немъ церк. Благовѣщеніе Преч. Богородицы а церк. строенье Ивана Иванова сына Губина, а на пог. 5 дв. церковнаго причету; пашни церковныя земли 20 четьи, сѣна 40 коп., лѣсу 2 дес.. Въ с. дв. помѣщиковъ, да 8 дв. людцкихъ, да 28 дв. крестьянскихъ,. да 3 дв. бобылскихъ; пашни добр. земли 300 четьи, да пер. 244 чети въ полѣ, а въ дву потомужъ, сѣна лугу на Прогонномъ 150 коп., да на Милщинъ 125 коп., да на Поповъ полянъ 100 коп., да (на) Рябухинъ лугу 170 коп., лѣсу пашеннаго во всѣ три поля 40 дес.., да непашенного у присады и по отвершкомъ 37 дес., да по пожни кустарю 15 дес.. Да за вимъ же дер. Мишино, на рчк. на Мишенке, а въ ней дв. приказщиковъ, да 11 дв. крестьянскихъ; пашни добр. земли 100 четьи въ полѣ, а въ дву потомужъ, сѣна по рчк. по Мишинке и по заполью кустарю, что къ с. къ Воронцову жъ, 15 дес.. во всѣ 3 поля. Да Ивану жъ придано изъ пустыхъ изъ порозжихъ земель въ пуст. въ Короводовской 4 мѣста дворовыхъ пусты; пашни пер. 3,5 четьи въ полѣ, а въ дву потомужъ, сѣна 100 коп. лѣсу непашенного десятина. Сошнаго писма въ живущемъ за Иваномъ четь и полполчети сохи, а въ пусте четь и полполполчеть сохи, а за племянникомъ его за Григорьемъ въ живущемъ полчети и полполчети сохи, а въ пусте полполчети; окладъ Ивану 600 четьи, а племяннику его Григорью 200 четьи”. дер. Лашино: “За Назаромъ за Лашинымъ сыномъ Пахомова на оброкъ четьи дер.. Панфиловы, на рчкъ. на Смедве, а въ ней дв. помѣщиковъ; пашни 25 четьи, да пер.. 30 четьи въ полѣ, а въ дву потомужъ, сѣна 76 коп., лѣсу, пашеннаго 2 дес.. Сошнаго писма въ живущемъ и въ пусте полполполтрети сохи; а платить ему сь живущаго оброку на Болшой Дворецъ пудъ меду безъ чети да къ меду въ доимку денгами по чему государь велитъ взяти, да пошлинъ съ пуда по 5 денегъ; окладъ его 100 четьи, и не дошло его въ окладъ 62 четьи”. погост на речке Сетке: “Пог. Покрова Преч. Богородицы, на рчк. на Сѣткѣ, а на пог. церк. Покровъ Преч. Богородицы приходная, стоитъ на царя и великаго князя землѣ, а церк. поставленье и церковное строенье приходно; да на пог. жъ теплая церк. Сергій Преподобной, поставленье и строенье Офонасьа Болтовского; да на пог. жъ во дв. попъ, да діачекъ церковной, во дв. проскурница, да 5 келей, а въ нихъ живутъ нищіе, питаютца милостиною о церкви Божіей. Дер. церковная Попова, а въ ней (во дв.) попъ, во дв. понамарь; пашни паханыя церковныя земли подъ погостомъ и въ дер. 33 четьи съ осм., да пер. 66 четьи съ осм. въ полѣ, а въ дву потому жъ сѣна по рчк. по Седке отъ рубежа Коншиной дер. внизъ до рубежа дер.Поповой Марьина помесья Матвеевы жены Воронина, сѣна ставитца 300 коп., лѣсу нѣтъ. Сошнаго писма въ живущемъ полполполтрети, въ пусте полполтрети сохи”. Примечание: рчк. – речка; коп. – копна; дв. – двор; пуст. – пустошь; полдрв. – полдеревни; полслц. – полсельца; дес. – десятина; осм. – осьмерик; пер. – перелог. Оказывается на речке на Погибелке, которая берёт начало в районе Бесова леса у дороги и, огибая плавной дугой с запада лес, около д. Мартемьяново впадает в р. Шараповку, пятьсот лет назад стояло сельцо Бесово. Так же на р. Погибелке была ещё и деревня Филинская. Владели сельцом в то время стрелецкий сотник Василий Тимофеев сын Мерлеев, да помещик Гриша Ненашев сын Колюпанов, а в начале XVIII века это была уже деревня, принадлежавшая Савве Иевлеву сыну Лихареву. В более поздних источниках ни сельцо Бесово, ни деревня Филинское больше не упоминаются, но осталось в памяти местных жителей название Бесов лес, в котором видимо и располагалось сельцо. И всё равно мне не понятно, почему одни его называют Бесов лес, а другие Карёк. Может быть, в Даниловском проживало более религиозное население и старались не упоминать всуе имя беса, боясь накликать тем самым на себя беду?
|